Психология медицинской деятельности – Медицинская психология

Содержание

Статья на тему: «Роль психологии в деятельности медицинской сестры»

«Роль психологии в деятельности медицинской сестры»

Преподаватель ПМ 04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» В.А. Цуканова

Психология как наука занимает промежуточное место в системе между общественными науками с одной стороны, естественными — с другой, техническими — с третьей. Многогранность проблем человека значима не только для психологии, но и для медицины. В центре внимания всех ученых остается человек, как главное действующее лицо современного прогресса. Медицина и психология – это науки, дающие знание о человеке, об особенностях его организма и возможностях воздействия на него. Психология помогает лучше разобраться в собственных эмоциях и переживаниях окружающих. Особенно она важна для медицинского работника, важнейшей целью которого является понимание психологического состояния пациента. Знание психологии позволяет научиться управлять своим поведением и преодолевать порой возникающее непонимание и запутанную речь пациента при общении с ним.

Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры — сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья.

При этом действовать она должна так, чтобы цели её деятельности были внутренне приняты пациентом. Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению исполнителя всего, что нужно для достижения цели.  Результат этой совместной деятельности медсестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем, что касается целей, планов, действий. Представление об идеальной медсестре  среди врачей и пациентов диаметрально противоположно: врачу, в первую очередь, нужна рядом — медсестра умелая, а пациенту — медсестра общающаяся.

Профессионализм медицинской сестры состоит не только в осуществлении манипуляционной деятельности на высоком уровне, но и непременно содержит психологический компонент — отношение человека к труду, его психологическую установку.

Известно, что протекание любой болезни зависит не только от болезнетворного агента и состояния организма, но и от того, как больной сам представляет свою болезнь, как относится к ней, как описывает ее, т.е. от внутренней картины болезни.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Общение — это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности, оно включает в себя: обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами; выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения; восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с медицинским работником. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психологического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с медицинским работником, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению.

Ещё философ Сократ отмечал, что «нельзя лечить тело, не леча душу», поэтому необходимо учитывать роль слова и психологической установки в процессе бесед с больными в ходе их лечения.

В работе К.Платонова «Слово, как физиологический и лечебный фактор» подчёркивалась значимость подобранных слов и стиля проведения беседы. Необходимо  помнить, что даже одно  необдуманное слово  может вызвать у больного парадоксальную эмоциональную реакцию, порождающую ятрогению, что порой происходит из–за гиперестезии (повышенной чувствительности) и  мнительности больного, который очень чутко реагирует на каждое  сказанное ему слово.

Русский терапевт М.Я.Мудров детализировал, что «одни люди заболевают от телесных причин, другие от душевных возмущений». Следовательно, задача медицинского работника понимать психологическую сущность состояния пациента с тем, чтобы снять травмирующее воздействие, порождающее душевное «возмущение», ибо его присутствие будет препятствовать и лечению любого недуга. Нужно переориентировать больного на мысли о выздоровлении, пробуждая веру в себя, в свой организм и его защитные силы независимо от этиологии заболевания.

Профессия медицинского работника — это специфическая отрасль науки, для занятий которой нужны вполне определенные задатки и способности. Она требует высоко развитого уровня эмпатии, немаловажную роль при этом играет темперамент медицинского работника и его коммуникабельность.

Одной из основ сестринской деятельности является умение медработника понять, выслушать больного человека, что представляется необходимым для формирования контакта и оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медработника и пациента.

Взаимодействие между пациентом и медицинским работником не есть нечто не всегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот — положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.

При общение с пациентом необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, не обижая больного недоверием. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.

Во время общения больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, то есть нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.

Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих пациентов.

Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство медицинского работника.

Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит медицинского работника неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других.  Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен.

Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда — над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

Наличие психологической подготовки  медицинского работника и изучение психологии в системе среднего медицинского образования способствуют существенному повышению качества лечения пациентов и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных целенаправленно передавать свой опыт другим, что рассматривается в современном обществе как наиболее значимая ценность, формирующая фундамент развития креативной личности, смело смотрящей в будущее.

Литература:

1. Обуховец Т. П. Основы сестринского дела: Практикум Ростов-на-Дону «Феникс» 2010.

2. Обуховец Т. П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010.

3. В. Н. Ослопов, О.В. Богоявленская. Общий уход за больными в терапевтической клинике. Москва «ГЭОТАР — Медиа» 2011.

4. Е. В. Смолева. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Ростов-на-Дону «Феникс» 2011.

5. О. И. Полянцева. Психология для средних медицинских учреждений Ростов-на-Дону «Феникс» 2010.

6. В. Г. Косенко, Л.Ф. Смоленко, Т.А. Чебуракова Медицинская психология для медсестёр и фельдшеров Ростов-на-Дону «Феникс» 2010.

7. Д.А. Шкуренко Общая и медицинская психология Ростов-на-Дону «Феникс» 2009.

8. И.В. Островская Психология Москва «ГЭОТАР — Медиа» 2010.

9. А. И. Волкова Психология общения Ростов-на-Дону «Феникс» 2009.

nsportal.ru

Глава 5. Психологическая работа в медицинской сфере

5.1. История применения психологических знаний в медицине

Медицинская психология рассматривает психологические ас­пекты деятельности врача и поведения больного. Она изучает пси­хические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в укреплении здоровья человека.

Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии — ме­дицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею пробле­мами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теорети­ческими предпосылками и методами исследования она относится к психологии.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для пси­хологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолют­но необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология — это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере при­надлежащая как медицине, так и психологии. При разработке про­блем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей.

Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного.

Значение психологии для медицины было осознано достаточ­но давно. Еще в XVIII веке великий реформатор психиатрической помощи во Франции Пинель в своем «Трактате о душевных болез­нях» писал, что психиатрической больницей должны руководить врач, администратор и психолог. Причем он считал наиболее желательным объединение в одном лице врачебной и психологичес­кой компетенций (Лебединский, Мясищев, 1966, с. 20). С XVIII века известен опыт успешного применения психологических знаний в медицине. Австрийский врач Франц Галль (1758—1829) стал осно­вателем френологии. В соответствии с этим учением умственные способности зависят от структуры мозга, которая оказывает влия­ние на формирование строения черепа. Галль определил располо­жение различных свойств ума в 28 различных областях мозга. Франц Месмер (1734—1815) считал, что человек обладает особыми маг­нитными флюидами, действие которых приводит к исцеляющему эффекту. Эти флюиды он обозначил как «животный магнетизм». Работы Месмера послужили основой для развития гипнотичес­ких методов в медицинской практике

(Современная психология, 1999,’с. 605-606).

В XIX столетии непрерывно возрастал интерес ученых к пси­хике нормального человека, а также соматически и психически больного. Неврологическая и психиатрическая практика нуждались в помощи психологии для анализа сложных нарушений психики человека.

В 1834 г. известный невролог Фридрайх опубликовал «Система­тический указатель литературы по врачебной и судебной психоло­гии». В разделе, посвященном врачебной психологии, содержалось 3469 названий работ, в различных планах освещающих проблемы психологии, психопатологии, психиатрии и психотерапии. В сере­дине века появляется «Медицинская психология» Лотце, а в 1870-х годах Д.Х. Тьюк публикует книгу под названием «Психологическая медицина». Но эти книги, по мнению М.С. Лебединского и В.Н. Мясищева, представляли собой в большей степени очерки психи­атрии того времени

(Лебединский, Мясищев, 1966, с. 22).

Медицинская психология как отрасль прикладной психологии выделилась в самостоятельную науку только в XX веке. Появился ряд монографий, освещавших предмет медицинской психологии (см.: Лебединский, Мясищев, 1966, с. 22). Большой интерес пред­ставляли работы П. Жане, посвященные неврозам и медицинской психологии, работы М. Принса по проблеме подсознательного. П. Жане принадлежит книга «Медицинская психология», в которой он подытожил свой большой клинический и психотерапевтичес­кий опыт. П. Жане и другие авторы описали особые состояния, которые назывались раздвоением сознания, двойной личностью или деперсонализацией. Одной из первых обобщающих работ в медицинской психологии была также книга швейцарского психиат­ра

Г. Штерринга «Психопатология в применении к психологии».

Важный вклад в развитие медицинской психологии внесли 3. Фрейд, Э. Кречмер, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, Г.И. Россолимо. Первыми практическими психологами в медицине ста­новились врачи. Как врачи-невропатологи или психиатры начинали работать 3. Фрейд, Э. Кречмер, Г. Роршах, В.М. Бех­терев, П.Б. Ганнушкин и многие другие медицинские психологи.

Практическая работа психологов в медицине была направлена прежде всего, на разработку и применение методов психодиагно­стики (в целях медико-психологической экспертизы), а также ме­тодов психотерапии.

Основными методами медико-психологического изучения боль­ного были клиническая беседа и экспериментально-психологичес­кое исследование душевнобольных.

Герман Роршах (1884—1922) разработал проективную методику психодиагностики.

Основными методами психотерапии были суггестивные, пси-хагогические, психоаналитические (Кречмер, 1998). Суггестивные методы заключались в использовании внушения в бодрствующем состоянии или под гипнозом. Под психагогическими методами под­разумевалось все, что связано с воспитанием, упражнением и тру­дотерапией (там же, с. 419).

В начале XX века сформировалось новое направление психоте­рапии, созданное Фрейдом, — психоанализ. Этот метод возник из опыта лечения истерических состояний и касался преимуществен­но клиники неврозов, психологического анализа невротических проявлений и их психотерапии. Среди учеников и последователей Фрейда были видные психотерапевты и медицинские психологи. Впоследствии некоторые частично разошлись с ним во взглядах и создали собственные направления в психотерапии и психологии. Наиболее известны из них К.Г. Юнг и А. Адлер.

Карл Густав Юнг работал в Швейцарии и организовал в Базе­ле первую в мире кафедру медицинской психологии (Мягков, Бо­ков, 1999, с. 17).

В 1920-х г. появился ряд важных публикаций по медицинской психологии Кронфельда, Шильдера, Шварца, Кречмера. Выдаю­щемуся немецкому психиатру Эрнсту Кречмеру принадлежал один из первых учебников по медицинской психологии, впервые из­данный в 1922 году, неоднократно переиздававшийся в Германии и других странах (Кречмер, 1998). На русском языке он был опубликован в 1926 г. (цит. по Современная психология, 1999, с. 606). Этот учебник сослужил хорошую службу психиатрам и специалистам-психологам и стал на многие годы образцом систематизации ме­дико-психологических знаний в единстве теории и практики. Исходя из интересов практиков, Кречмер основательно разработал раз­дел о психологических методах исследования (медико-психологи­ческой экспертизе) и описал основные методы психотерапии.

Систематизация знаний в области медицинской психологии проводилась в начале XX века и в России. В 1904 г. на заседании Российского общества невропатологов и психиатров была избра­на специальная комиссия для рассмотрения и систематизации новейших клинико-психологических методов. В 1908 году Н.А. Бер-нштейн опубликовал первое в России руководство «Клинические приемы психологического исследования душевнобольных», а в 1911 г. вышел в свет «Атлас психологического исследования лич­ности» Ф.Г. Рыбакова (цит. по Мягков, Боков, 1999, с. 10).

В развитии медицинской психологии большое значение имело возникновение лабораторий экспериментальной психологии при клинических психоневрологических учреждениях. С 1890 г. под ру­ководством П. Жане работала лаборатория в крупнейшей психиат­рической клинике Франции в Сальпетриере. В России первые экспериментально-психологические лаборатории в психиатричес­ких клиниках были открыты в 1885 г. в Казани В.М. Бехтеревым, в 1886 г. в Москве С.С. Корсаковым. Затем появились лаборатории В.Ф. Чижа в Юрьеве, И.А. Сикорского в Киеве и др.

(Зейгарник, 1999, с. 9).

Русский психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев, получивший образование в Петербургской медико-хирургической академии, внес огромный вклад в развитие медицинской психо­логии в России. Практическая работа в психиатрии, исследования душевной жизни человека были главным направлением его дея­тельности.

В то же время он был прекрасным организатором, способство­вавшим развитию клинической психологии в России. Первая экспе­риментально-психологическая лаборатория была открыта им в 1885 г. при медицинском факультете Казанского университета. Подоб­ная лаборатория была создана им позже в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.

В 1907 г. Бехтерев основывает в Петербурге Психоневрологи­ческий институт, на базе которого возникла целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт.

Второй центр, в котором развивалась медицинская психология, -психиатрическая клиника С.С. Корсакова в Москве. В этой клинике была организована в 1886 г. вторая в России психологическая лабора­тория, которой заведовал А.А. Токарский (Зейгарник, 1999, с. 13).

Активный интерес к области медицинской психологии прояв­лялся и в начале XX века. Теоретические и практические исследо­вания были тесно связаны. Работа Психоневрологического и Медико-педологического институтов продолжалась после револю­ции. В 1920-е годы были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Бехте­рева В.Н. Мясищев и Н.М. Щелованов.

Интенсивные экспериментально-психологические иссле­дования проводились в Ленинградском институте мозга им. В.М. Бехтерева под руководством В.Н. Мясищева. Следуя тради­ции В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищев стремился к сочетанию психи­атрии и психологии и внедрению объективных методов исследования больных в психиатрической клинике

(там же, с. 15).

В 30-х и 40-х годах вышел в свет ряд важных работ по экспе­риментально-психологическому исследованию речи, мышления (Л.С. Выготский, А.Г. Иванов-Смоленский, М.С. Лебединский и др.), эмоционально-волевой сферы (А.Р. Лурия), по влиянию на работоспособность отношения нервно-психических больных к тру­ду (В.Н. Мясищев и др.) и некоторым другим разделам медицин­ской психологии.

Наряду со значительными положительными достижениями оте­чественной медицинской психологии, в конце 20-х — начале 30-х годов проявились и негативные тенденции, которые привели в 30-е годы к официальному государственному запрещению отдельных направлений медицинской психологии, что существенно затормо­зило становление данной отрасли науки

(Мягков, Боков, 1999, с. 12).

К сожалению, послереволюционная политическая история Рос-ски оказала неблагоприятное влияние на развитие такого важного практического направления в отечественной медицинской психо­логии, как психотерапия. Влияние коммунистической идеологии, длительная изоляция российской психотерапии от ведущих ее на­правлений в других странах, тенденция к биологизации медицины явились причиной разрыва в уровнях развития отечественной и западной психотерапии.

Большая практическая психологическая работа проводилась со­ветскими психологами в медицинских учреждениях во время и после Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Они участвовали в восстановлении нарушенных психических функций у раненых сол­дат с травмами мозга. Патопсихологические и нейропсихологические исследования помогали более рационально решать вопросы их трудоспособности и психологической реабилитации.

Работы А.Р. Лурия по проблемам локализации высших психи­ческих функций, их нарушений при локальных повреждениях мозга, разработка системы методов нейропсихологической диагностики позволили создать новую отрасль научной и практической психо­логии — нейропсихологию.

К концу 50-х — началу 60-х годов в отечественной медицинс­кой психологии был накоплен значительный клинический опыт. На I и II съездах Общества психологов (в 1959 и 1963 гг.) и на IV съезде невропатологов и психиатров в 1963 г. был представлен ряд докладов (Б.В. Зейгарник, М.С. Лебединский, А.Р. Лурия, В.Н. Мя­сищев, К.К. Платонов), свидетельствовавших о том, насколько важна медицинская психология для клиники (Мягков, Боков, 1999, с. 13).

В середине 60-х — начале 70-х годов в высших учебных заведе­ниях России вводится специализация по медицинской психоло­гии. Началось активное межинститутское сотрудничество с польскими, чешскими и немецкими психотерапевтами.

В 70-80-е годы в ряде городов Советского Союза сформирова­лись крупные научные центры медицинской психологии, разраба­тывающие различные направления медико-психологических исследований.

Московские ученые (Б.В. Зейгарник, К.К. Платонов, К. М. Гу-ревич, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Поляков, Е.Д. Хомская и др.) прово­дили фундаментальные исследования в области психодиагностики, психофизиологии и нейропсихологии.

Ведущим направлением деятельности ленинградской школы ме­дицинской психологии (М.М. Кабанов, А.Е. Личко, Л.И. Вассерман, Б.Д. Карвасарский, В.К. Мягер, P.O. Серебрякова и др.) стала разработка научных основ психотерапии и реабилитационной ра­боты в различных отраслях медицины. В то же время значительный вклад в медицинскую психологию представляют их исследования в области психодиагностики.

Представители киевской научной школы (В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук и др.) занимались вопросами патопсихологи­ческой диагностики, а ученые тбилисской школы (И.Т. Бжа-лава, С.В. Цуладзе и др.) проводили медико-психологические исследования на основе теории установки, разработанной Д.Н. Узнадзе (Мягков, Боков, 1999, с. 15).

Во второй половине XX века расширилась сфера практическо­го применения психологических знаний в медицине. Практичес­кая психология стала обособляться организационно. Во многих странах были открыты институты практической психологии и со­зданы свои психологические службы. В них приступили к работе профессиональные практические психологи, которые получили образование на факультетах практической психологии в высших учебных заведениях или на специальных краткосрочных курсах.

studfiles.net

медицинская психология — это… Что такое медицинская психология?


медицинская психология
(от лат. medicus — врачебный, лечебный) — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования М. п. входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура М. п. включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является клиническая психология, включающая патопсихологию, нейропсихологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли М. п., связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармакология, психотерапия, психическая реабилитация.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

медицинская психология
Этимология.

Происходит от греч. psyche — душа, logos — учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Посвящена изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

Виды.

Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно-психические и соматические заболевания.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. medical psychology) — отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных. М. п. изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней, на процесс выздоровления людей.

Современная М. п. делится на 2 основные области. Одна связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией, либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями. Др. область М. п. связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема — влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (см. Психосоматика).

Наиболее глубокое развитие в отечественной психологии получила 1-я область М. п., что проявилось в возникновении 2 научных дисциплин: нейропсихологии (Лурия А. Р.) и экспериментальной патопсихологии (Зейгарник Б. В.). Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных теоретических проблем — мозговой организации высших психических функций, соотношения развития и распада психической деятельности и др. — позволила заложить научные основы активного участия М. п. в решении диагностических, экспериментальных и реабилитационных задач.

Менее развита 2-я область М. п., что обусловлено прежде всего недостаточной научной разработкой вопросов, связанных с природой и механизмами взаимодействия соматических (телесных) и психических процессов. К числу важнейших относится также и проблема изучения взаимоотношения врача и больного. В настоящее время при разработке проблем в данной области М. п. объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и др.

М. п. играет большую роль в развитии самой психологической науки, поскольку в патологии м. б. нередко раскрыто то, что часто бывает скрыто в норме. М. п. — важнейшая область практического применения психологической науки, один из источников новых психологических знаний. См. Клиническая психология. (Ю. Ф. Поляков.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • массовидные явления
  • межгрупповая дискриминация

Смотреть что такое «медицинская психология» в других словарях:

  • Медицинская Психология — раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения… …   Психологический словарь

  • Медицинская психология — Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации. Клиническая психология обширный раздел прикладной психологии (на стыке с… …   Википедия

  • Медицинская психология —         раздел психологии, изучающий роль психики в возникновении, проявлениях и течении болезней человека и восстановлении его здоровья. Первая попытка обоснования М. п. принадлежит немецкому психологу и философу 19 века Р. Г. Лотце. Наиболее… …   Большая советская энциклопедия

  • МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологических исследований и знаний, связанных с диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях …   Словарь терминов по психологическому консультированию

  • ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …   Большая медицинская энциклопедия

  • психология медицинская — отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Определяет специфику отношений между врачом и больным. Обосновывает процедуры диагностики, лечения, профилактики …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — (от психо… и …логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ — (от психо… и…логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души ( О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Современная энциклопедия

  • Психология — (от психо… и …логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера


psychology.academic.ru

Медицинская психология

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Учебное пособие

Для самоподготовки студентов

Под редакцией профессора в. А. Абрамова

Донецк

«Каштан»

2008

ББК

К

УДК

Авторы: проф. Абрамов; доц. Т.Л. Ряполова; доц. А.К. Бурцев; доц. С.Г. Пырков;

доц. Е.М. Выгевская; к.м.н. А.Ю. Васильева; к.м.н. О.И. Осокина; асс.

Е.М. Денисов.

Рецензенты: И.Д. Спирина; д.м.н., проф. И.А. Бабюк, д.м.н., проф. А.Н. Скрипников;

К Медицинская психология: Учебное пособие / Абрамов В.А., Бурцев О.К., Ряполова Т.Л. и др.; Под ред. Проф. В.А. Абрамова. – Донецк: Каштан, 2008. –

ISBN

Учебное пособие составлено на основе утвержденной Министерством здравоохранения Украины программы учебной дисциплины « Медицинская психология» и предназначена для студентов высших медицинских учебных заведений III–IVуровней аккредитации. Пособие рассчитано для управляемой самоподготовки студентов, обучающихся по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело».

ISBN© Коллектив авторов, 2008

Содержание

Введение …..………………………………………………………………………………….4

Раздел 1. Предмет, задачи и методы исследования в медицинской психологии.

Понятие о психическом здоровье ………………………………………………5

Раздел 2. Личность и болезнь. Внутренняя картина болезни …………………………..25

Раздел 3. Состояние психических функций и болезнь ………………………………….47

Раздел 4. Психология медицинских работников …………………………………………72

Раздел 5. Психология лечебно-диагностического процесса ……………………………93

Раздел 6. Психосоматические расстройства ……………………………………………123

Раздел 7. Психологические особенности больных с различными заболеваниями……156

Раздел 8. Психологические аспекты зависимого, суицидального поведения,

Танатологии и эвтаназии ………………………………………………………180

Раздел 9. Психогигиена, психопрофилактика, психотерапия …………………………227

Приложение 1 …………………………………………………………………………………271

Приложение 2 …………………………………………………………………………………275

Приложение 3 …………………………………………………………………………………297

Приложение 4 …………………………………………………………………………………298

Приложение 5 …………………………………………………………………………………299

Приложение 6 …………………………………………………………………………………300

Приложение 7 …………………………………………………………………………………301

Приложение 8 …………………………………………………………………………………302

Приложение 9 …………………………………………………………………………………303

Приложение 10 ………………………………………………………………………………..304

Приложение 11…………………………………………………………………………………306

Введение

Учебное пособие по медицинской психологии написано с учётом программы учебной дисциплины «Медицинская психология» для студентов высших медицинских учебных заведений II–IVуровней аккредитации по специальностям:

7.110101 «Лечебное дело»

7.110104 «Педиатрия»

7.110105 «Медико-профилактическое дело»

Содержание обучения соответствует учебно-квалификационной характеристике и учебно-профессиональной программе подготовки специалистов, утверждённых приказом Минздрава Украины № 239 от 16.04.03, а также:

А) основывается на изучении студентами основ общей психологии, анатомии и физиологии человека, патоморфологии и патфизиологии, деонтологии в медицине и интегрируется с этими дисциплинами

Б) Закладывает основы изучения студентами психиатрии, наркологии и других клинических дисциплин, что предусматривает интеграцию с этими дисциплинами

В) Обеспечивает формирование умений применять знания по медицинской психологии в процессе дальнейшего обучения и в профессиональной деятельности;

Г) Закладывает основы познания врачём психологии больного человека, формирование здорового способа жизни и профилактики нарушения психических функций в процессе жизнедеятельности и при разных заболеваниях.

Учебное пособие используется при организации учебного процесса по кредитно-модульной системе в соответствии с требованиями Болонского процесса.

Учебная информация, представленная в учебном пособии, обеспечивает достижения конечных целей обучения:

— Демонстрировать владения принципами медицинской деонтологии,

— Использовать средства психогигиены, психопрофилактики и основные методы психотерапии в медицинской практике

— Определять психосоматические и соматопсихические взаимовлияния у больных

— Определять психическое состояние и уровень социально-психологической адаптации больных при помощи методов психологического исследования

— Демонстрировать умение общаться с коллегами, больными и их родственникам с учётом их психологических особенностей, способствовать созданию здорового психологического климата в медицинской среде

studfiles.net

Предмет и задачи медицинской психологии

Предмет и задачи медицинской психологии. Предпосылки развития медицинской психологии. Формирование медицинской психологии как самостоятельной дисциплины. Вклад И.М. Балинского, И.М.Сеченова, С.П.Боткина, Н.И.Павлова, В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова в развитие медицинской психологии. Развитие медицинской психологии в странах Европы и Америки. Вклад З.Фрейда, А.Адлера, К.Г.Юнга, Э.Кречмера в развитие медицинской психологии. Современное состояние медицинской психологии. Основные разделы медицинской психологии. Документы, регламентирующие деятельность медицинского психолога. Направления дальнейшего развития медицинской психологии.

Медицинская психология – обширная область знаний, расположенная на стыке медицины и психологии. В.Д.Менделевич дает следующее определение медицинской психологии: медицинская психология – это «наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических влияний» [5. C. 3].

Задачи «медицинской психологии» вытекают из ее определения:

— изучение психологических особенностей людей, страдающих различными заболеваниями;

— диагностика психологических особенностей людей, страдающих различными заболеваниями;

— дифференциальная диагностика психологических синдромов;

— психопрофилактика возникновения различных заболеваний;

— психокоррекция и психотерапия при различных заболеваниях

— изучение психологии взаимоотношений пациента и медицинского работника;

— изучение теоретических аспектов психосоматических и соматопсихических влияний;

— создание на базе такого изучения научно обоснованных рекомендаций по их улучшению, и другие.

В своем развитии медицинская психология прошла длительный путь. Два направления – изучение психических явлений и изучение организма как развивались самостоятельно, так и складывались в единую науку. Факты взаимосвязи психики и сомы накапливались в течение веков. Предпосылки развития медицинской психологии складывались из фактов взаимосвязи психики и сомы. Видные философы, врачи и ученые древности задумывались о таком взаимоотношении. Г.К Ушаков приводит данные о том, что в египетском папирусе, который ученые относят к 20 веку до нашей эры, описывается клиника истерии. [10]. Врач древности Гиппократ, живший еще до нашей эры, связывал темперамент человека с циркулированием у него в организме различных жидкостей – желчи, слизи и крови. Л.О. Бадалян пишет, что «в средние века Д.М.Морганьи и Т.Валлизий смогли связать определенные неврологические нарушения с соответствующими структурами мозга». [Бадалян, Л.О. Невропатология. /Л.О. Бадалян. — М.: Просвещение. 1987. – 317 с. – стр. 6.].

Материалистические основы медицинской психологии заложил И.М.Сеченов. [Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Издательство Академии наук СССР, 1952.]. Он доказал, что в основе поведения человека лежат рефлексы. И.П.Павлов выделил понятие – условные рефлексы. Но условный рефлекс И.П.Павлов считал не только физиологическим, так и психическим явлением. [Павлов И.П. Психопатология и психиатрия. М.: Издательство академии медицинских наук. 1949. – 236 с.]. М.Г.Ярошевский отмечает, что «варьируя на протяжении 35 лет бессчетное число раз вместе с многочисленными учениками условия образования, преобразования, сочетания рефлексов, И.П.Павлов открыл законы высшей нервной деятельности». [Ярошевский М.Г.. Краткий курс истории психологии. М.: Международная педагогическая академия. 1995. – 144 с. – стр. 110.].

Современником И.П.Павлова был великий русский ученый В.М. Бехтерев. Еще более ста лет назад В.М.Бехтерев писал: « …тесная зависимость жизненных проявлений всех органов нашего тела от органа психики не подлежит сомнению». [Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. Т.1. Психика и жизнь. СПб.: АЛЕТЕЙЯ. 1999. – 256 с. – стр.108.]. В своих трудах В.М.Бехтерев опирался на две установки – установку на комплексность исследования человека, для чего он объединил в созданном им институте мозга специалистов разных научных направлений, занимающихся изучением человека, и установку на изучение целостного человека в его развитии. [Ярошевский М.Г.. Краткий курс истории психологии. М.: Международная педагогическая академия. 1995. – 144 с.]. Свою основную научную концепцию В.М.Бехтерев назвал сначала объективной психологией, а затем рефлексологией. Установку на целостность организма поддерживал и С.П.Боткин.

Основатель московской школы психиатрии С.С.Корсаков выделяет психическое лечение в самостоятельный раздел. С.С.Корсаков, создавший школу московской психиатрии, впервые в России применил метод ненасильственного лечения психических больных, изменил методы ухода за психически больными людьми. Изменение методов ухода предполагало дружелюбное отношение к больным, заботу обо всех мелочах их быта. [Морозов Г.В. Деонтология в психиатрии. В сб. Деонтология в медицине. Т.2.Под ред. Б.В.Петровского. М.: Медицина, 1988. – 416 с. – стр. 145 – 162.]. «С.С.Корсаков возвел сумасшедшего в ранг больного». [И.Я.Завилянский, Л.И.Завилянская. Деонтология в психиатрии. Киев.: Здоров, я. 1979. – 128 с. – стр. 5]. С.С.Корсаков также внес большой вклад в изучение нервно – психических расстройств у детей. (Бадалян Л.О. Невропатология. М.: Просвещение. 1987. – 317 с. – стр. 10.).

Один из основателей петербургской школы психиатрии И.М.Балинский является автором одного из «наиболее ранних изложений допускаемых некоторыми ошибок в процессе воспитания и как ошибки, допущенные в процессе воспитания, влияют на формирование патологических качеств личности». [Бадалян Л.О. Невропатология. М.: Просвещение. 1987. – 317 с. – стр. 12.].

Были и другие выдающиеся ученые, развивавшие медицинскую психологию во все времена. В Европе важный вклад в развитие медицинской психологии внесли не только отдельные личности, но и школы, создавшие и продолжающие создавать целые направления медицинской психологии.

Так А.Р.Лурия стоял у истоков нейропсихологии. З.Фрейд является основоположником психоаналитического направления психосоматики, а также такого направления психотерапии, которое получило название классический психоанализ. В дальнейшем психоанализ развивался в школах его учеников. У К.Г.Юнга – это направление развилось в аналитическую психологию, у А.Адлера – в индивидуальную психологию.

Э.Кречмер, является автором одного из первых учебников по медицинской психологии. Он работал в направлении, которое называется конституционализм, и которое в настоящее время не получает дальнейшего развития.

Канадский физиолог Г.Селье, автор учения о стрессе, является основоположником одного из направлений, которое рассматривает появление психосоматических заболеваний с точки зрения последствий воздействия стресса на организм.

Основными разделами медицинской психологии К.К.Платонов считал следующие:

патопсихология,

нейропсихология,

психогигиена,

психотерапия,

психофармакология,

профессиология медицинской психологии,

экстремальная психология,

трудотерапия,

психология медицинского труда. [К.К.Платонов. Личность как объект медицинской психологии. В сб. Этико – психологические проблемы медицины. Под ред. Г.И.Царегородцева. М.: Медицина. 1978. – 376 с. – стр. 7 – 42.].

В настоящее время к этому списку добавляется еще и соматопсихология. Некоторые отрасли медицинской психологии в настоящее время достигли такого уровня развития, что выделяются в отдельные дисциплины.

Профессия медицинского психолога не только диктует определенные требования к личности, а также высокий уровень квалификации, но и считает само собой разумеющимися постоянный личностный и профессиональный рост. Как в психологии, так и в медицине, работа обязывает к соблюдению правил этики и деонтологии, одним из которых является соблюдение профессиональной тайны. Деятельность медицинского психолога регламентирована нормативными документами, в которых указано, кто имеет право работать медицинским психологом, его права и обязанности. Нормативными документами регламентированы требования к нагрузке, продолжительности рабочего дня и недели, требования к рабочему месту медицинского психолога, к той документации, которую он ведет, а также регламентированы другие особенности профессиональной деятельности в медицинской психологии.

studfiles.net

Медицинская психология это (что изучает)

Как одна из областей общей психологии, медицинская психология представляет собой научное направление, в рамках которого рассматриваются теоретические и практические медицинские аспекты психологических отклонений у людей.

Предметом изучения этой дисциплины являются вопросы психологии индивидуумов, которые связаны с выявлением провоцирующих патологии факторов, предупреждением, лечением и профилактикой заболеваний. Совместившая в себе медицинские и психологические понятия, эта область науки играет особую роль в плане сохранения физического и укрепления психологического здоровья у населения. Что подразумевает под собой данный термин и какую нишу занимает медицинская психология в России, мы расскажем в этой статье.

Самостоятельное направление психологической деятельности

С появлением науки психологии, изучающей закономерности появления и проявления психики на разных этапах ее развития, возникли такие направления, как общая и медицинская психология. И в то время как общая – детально рассматривает психические функции (их формирование и реализацию в практических условиях), медицинская – изучает функционирование психики на фоне протекающих в организме человека заболеваний.

В рамках данного научного познания, которое является самостоятельной областью психологии, проводится работа по исключению факторов, вызывающих психологические отклонения у людей, а также лечение и психокоррекционное воздействие на заболевание. Таким образом, медицинская психология изучает закономерности «работы» психики пациентов и деятельность медперсонала, осуществляемую в отношении больных людей.

Рекомендуем: Что такое ятрогения?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Данное научное направление занимает определенное место в медицинской практике. Связано это с самим объектом изучения, так как медицинская психология и клиническая психология направлены на изучение изменений психологического состояния человека, возникающих на фоне патологических отклонений.

Как области научного познания, медицина, общая психология и медицинская психология имеют несколько точек соприкосновения в рамках данного учения:

  • Психологические особенности деятельности медицинского сотрудника при выявлении и терапии того или иного заболевания.
  • Коррекционные методы влияния на психику пациента, применяемые в ходе его лечения.
  • Психотерапевтическое воздействие на человека.

Эта наука имеет непосредственную связь в различными дисциплинами, представляющими основу медицины (терапия и педиатрия, неврология, акушерство, логопедия и пр.). Поэтому она имеет немаловажное значение для подготовки профессиональных кадров и предусматривает специфические приемы воздействия в рамках их практической деятельности.

К основным задачам психологии в медицине относятся следующие:

  • Мониторинг психологических индивидуальных особенностей пациентов.
  • Оценка изменений психологического здоровья и функций, возникающих на фоне патологий различного характера.
  • Изучение психической сферы взрослых и детей, которые меняются при психических, соматических и неврологических нарушениях.
  • Оценка значимости факторов воздействия в ходе проведения терапевтической деятельности, а также при диагностике и профилактике заболеваний.
  • Анализ поведенческой деятельности и применения профессиональных навыков медицинскими работниками во время лечения людей с патологиями.
  • Оценка и изучение характера взаимоотношений, возникающих между пациентом и медперсоналом, который ответственен за проведение диагностики и лечения больного.
  • Разработка специфических приемов и принципов, представляющих основы медицинской психологии и позволяющих проводить клинические исследования, применять коррекционные методы и психотерапевтическое воздействие, от которого зависит успешность лечения пациентов в клинике.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В рамках медицинской психологии детально изучаются основные разделы медицины, которые играют немаловажную роль в терапевтической деятельности, а именно:

  • Признаки и симптомы заболеваний, позволяющие судить о появлении отклонений.
  • Причины и природа появления патологий.
  • Терапия больных и уход за ними во время лечения.
  • Предупреждение и профилактика болезней.
  • Повышение стойкости организма человека к воздействию болезнетворных факторов.

В соответствии с этим можно выделить основные направления, которые являются предметом изучения медицинской психологии:

1. Психические особенности заболеваний в динамике.

2. Роль и состояние психического здоровья больного в появлении, протекании и профилактике нарушений, а также в ходе проводимых гигиенических мероприятий.

3. Значимость влияния заболевания на психологическое состояние пациента.

4. Ход развития нарушений психики.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

5. Приемы, принципы и способы психологической экспериментальной деятельности в клинике.

В то же время не все психологические школы единогласно принимают цели, предмет и задачи медицинской психологии. Так, например, одни полагают, что она должна более детально раскрывать тему психических расстройств на фоне конкретных заболеваний.

По мнению других, основной задачей медицинских психологов должно быть рассмотрение особенностей психологического состояния больных для применения в отношении них соответствующих приемов коррекции. Есть и такие, кто считает задачей данной науки разработку специальных коррекционных программ под дезадаптивные терапевтические картины и дезадаптивные поведенческие приемы.

Какие вопросы решает научное исследование

На самом же деле медицинская психология (МП) подразделяется на две ветви, которые занимаются разными психологическими исследованиями и потому имеют различные задачи. Так, существуют общая и частная медицинская психология, которые отличаются направлениями осуществляемой научной деятельности.

Рекомендуем: Что изучает психофизиология?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

При этом общая МП состоит из нескольких разделов, предметом изучения которых являются закономерности психологии пациента и врача, взаимоотношения между ними, особенности лечебного заведения и характер влияния заболевания на состояние больного. Помимо этого общая медицинская психология детально рассматривает вопросы деонтологии и гигиены в рамках проводимой терапевтической деятельности.

В то же время к задачам частной медицинской психологии относят изучение особенностей течения заболеваний и характера возникающих психических процессов, состояний пациента на разных этапах проведения терапии, индивидуальных аспектов психики в рамках конкретных отклонений. Также частной МП рассматриваются особенности психологического фона у людей с отклонениями в развитии и дефектами (слепых, немых, глухих), а также у страдающих от алкоголизма и наркомании пациентов.

Таким образом, можно смело сказать, что в целом предмет медицинской психологии выявляет и изучает объективные закономерности функционирования различных психологических явлений в зависимости от клинической картины заболевания и лечебного процесса. Особое внимание МП уделяет особенностям деятельности и поведения пациента в клинике, которые могут помочь выявить причину болезни и повысить успешность лечения для сохранения здоровья человека и улучшения сопротивляемости его организма провоцирующим факторам в дальнейшем.

Рекомендуем: Методы и виды психотерапии

Разработкой теоретических и практических приемов, коррекционных программ медицинской психологии изначально занимались зарубежные квалифицированные специалисты, благодаря которым данное научное ответвление стало развиваться как самостоятельная область. Широкое распространение данное понятие получило на Западе еще в начале XIX века, когда медицинские психологи стали более активно заниматься вопросами медицины, проблемами пациентов с психическими отклонениями и их взаимодействия с врачами.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Благодаря практической деятельности западных специалистов медицинская психология в России начала активно развиваться уже в начале XX столетия. В настоящее время регулярно издается научный журнал с одноименных названием, освещающий деятельность врачей в данной области. Также детально ознакомиться с хронологией и поэтапным развитием этого научного направления, предметом его изучения и задачами поможет учебное пособие «Основы общей и медицинской психологии», автором которого является Д.А. Шкуренко.

Изучая материалы по развитию данного научного направления, можно понять, что современная медицинская психология подразделяется на два направления, связанные с применением психологии в клиниках разной специализации. Так, например, одна из областей МП связана с использованием в лечебных заведениях коррекционных приемов для пациентов с неврологическими и психическими отклонениями.

Рекомендуем: Что такое психоз?

И в данном случае наука рассматривает изменения состояния больного на фоне нарушений в структуре или функционировании головного мозга, возникших из-за приобретенных или врожденных патологий. Вторая же область МП имеет непосредственную связь с диагностикой и лечением болезней соматического характера, которые возникают по причине влияния психических факторов на происходящие в организме человека соматические процессы.

Какими методами руководствуются специалисты отрасли

Методы медицинской психологии, которые активно применяются в клинической практике на сегодняшний день в рамках данного научного направления, можно разделить на основные, к которым относятся экспериментальные исследования и наблюдение, и вспомогательные (получение дополнительных сведений в ходе опроса и тестирования пациентов, анализ полученных материалов и т.д.). Завершающей стадией исследований, в которых применяются методы МП, является написание экспертного заключения на основании полученных результатов.

К примеру, тестирование по системе Вине-Симона, ориентированное на разные возрастные категории. Эти тесты помогают определить степень умственного развития по количеству выполненных заданий в соответствии с фактическим возрастом человека. О свойствах интеллекта позволяет судить средний показатель решенных задач в процентах. И если в результате исследования пациент демонстрирует недостаточный уровень интеллекта (менее 70%), это может указывать на наличие у него олигофрении.

Рекомендуем: Степени умственной отсталости

Есть еще одна система тестов (Векслера), посредством которой можно проводить оценку интеллекта и индивидуальных особенностей/качеств взрослых пациентов и детей. Данная система состоит из 11 пунктов: 6 тестов для устного опроса и 5 тестов – это практическая деятельность (распознавание объектов, их сравнение, систематизация, складывание отдельных элементов и т.д.).

Это лишь часть методов, которые применяются в рамках медицинской психологии. Но стоит заметить, что все они являются лишь дополнением к общей клинической картине обследования и лечения больных, позволяя дать максимально точную оценку личностных психологических качеств испытуемых. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Медицинская психология

Психическое здоровье выступает одной из необходимых составляющих социального благополучия личности, уровня его физического комфорта и трудоспособности. Несмотря на огромные усилия, прилагаемые к развитию и совершенствованию системы здравоохранения, за последнее столетий в мировых странах многократно выросла распространенность психических расстройств.

Подходы к дефиниции медицинской психологии

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает развитие медицинской (клинической) психологии — научной области, призванной решить наиболее сложные проблемы современности. Специфика статуса научного направления заключается в его междисциплинарном характере, позиции на стыке медицинских и психологических знаний и практик. Выступая самостоятельной научной областью, медицинская психология не утрачивает связей ни с медициной, ни с психологией.

Определение 1

На современном этапе своего развития медицинская психология представляет собой самостоятельный раздел медицинских знаний, который включает психологические проблемы, возникающие у людей на различных этапах развития заболеваний в различных условиях обращения за медицинской помощью.

В центре внимания науки – психология больного, психологическое состояние личности, которое имеет решающее значение в возникновении заболевания, обуславливает особенности его течения, определяет развитие и успех лечения.

Задачи медицинской психологии

В процессе оказания медицинской и психологической помощи медицинская психология направлена на решение ряда актуальных задач, включая психологический анализ природы заболеваний, в частности нервно-психических, исследование психических болезней; изучение всего диапазона пагубных и благотворных влияний на личность.

Определение 2

Предметом научной области выступает исследование многообразных проявлений психики больного, их влияние на болезнь и здоровье, обеспечение оптимальных условий, психологически целебных влияний.

Медицинская психология призвана оптимизировать контакты между пациентом и врачом, способствовать быстрейшему и полному выздоровлению, предупреждению возникновению заболеваний.

Общая и частная медицинская психология

Медицинская психология может быть условно разграничена на общую и частную.

Определение 3

В центре внимания общей – основные закономерности психических состояний больного (выработка критериев болезненной, частично измененной и нормальной психики), психология медицинского работника, психология повседневного взаимодействия пациента и врача, психология атмосферы лечебных организаций.

Определение 4

Частная клиническая психология исследует ведущие аспекты профессиональной деятельности медицинского работника в процессе его взаимодействия с конкретным пациентом при определенных заболеваниях.

Болезнь как базовая категория медицинской психологии

Любое заболевание выступает патологическим состоянием не отдельных органов, но всего организма в целом, соответственно, и лечение должно носить комплексный характер.

В современной медицине патологические состояния условно подразделяются на:

  • внутренние (соматические), при которых патологические трансформации осуществляются в системах и органах человеческого тела;
  • нервные заболевания. Патологические состояния данного типа чаще всего носят системный характер;
  • психические болезни, сущность которых заключается в расстройстве специфически субъективных, идеальных, рассудочных форм человеческой деятельности. Патологии данного вида находят свое отражение в изменениях продуктивности, результативности целенаправленной деятельности, изменениях последовательности, полноты и адекватности психомоторики, пантомимической выразительности, неадекватности оценок окружающих и пр.

Вне зависимости от характера заболевания, патологическое состояние приводит к изменениям психики личности. Снижение негативных переживаний, стрессовых состояний вследствие психических изменений выступает одной из наиболее актуальных задач медицинской психологии.

Таким образом, клиническая психология выступает одним из перспективных научных направлений, позволяющих оптимизировать психологическое состояние больного человека, способствующих быстрейшему и полному выздоровлению личности.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *